ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК РАССМОТРЕНЫ В СЕНАТЕ


2021-10-19 18:14:00
19.10.21
Сегодня состоялось заседание Комитета финансов Сената Парламента РК с участием государственных органов, АО «НК «КТЖ» и Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». На заседании в числе прочих были рассмотрены вопросы отечественных международных перевозчиков и необходимые меры государственной поддержки отрасли.
Союз транспортников Казахстана неустанно на всех площадках поднимает проблемные вопросы, существующие на рынке автомобильных перевозок, в том числе международных.
Заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Канат Мукушев в своем выступлении отметил, что с 2017 года доля отечественных перевозчиков в международном автосообщении неуклонно падает - с 52% до 31%.
Допуск для перевозок в страны ЕС в Казахстане имеют 7200 автотранспортных средств, в то время как в РФ этот парк составляет более 50 000 единиц, в Республике Беларусь – 38 000. В Литовской Республике около 40 000 грузовых АТС, задействованных в международных грузовых автомобильных перевозках, аккумулируют 6% ВВП страны.
Следует отметить, что Казахстан долгое время имел преимущества перед Узбекистаном по количеству автотранспорта на международных перевозках. Благодаря принятым Правительством мерам, автотранспорт в Узбекистане определен драйвером роста экономики. На сегодняшний день парк автотранспорта за относительно короткий срок увеличен с 3,5 тыс. до 13 тыс. единиц. Более того, в течение 3-4 лет они планируют довести свой парк до 33 тыс. Причиной такого роста автопарка стало освобождение новых автотраснпортных средств и бывших в эксплуатации сроком до 4 лет от уплаты утилизационного сбора до конца 2022 года.
Очень высока степень износа парка автотранспортных средств международных отечественных перевозчиков – он составляет 59%. Эксплуатация изношенных АТС имеет негативные последствия: повышаются расходы на топливо и запасные части, снижается уровень технической готовности, увеличивается себестоимость и снижается конкурентоспособность предприятий.
Между тем пренебрежение государством вопросами развития автотранспорта может повлечь события, произошедшие недавно в Великобритании. Водители бензовозов этой страны перестали выходить на работу и заправки оказались пустыми. Это повлекло за собой подорожание продуктов и, в ряде случаев, закрытие магазинов из-за отсутствия продуктов, страна оказалась на грани продовольственного коллапса.
Основной причиной критического состояния рынка международных автомобильных перевозок является отсутствие эффективной государственной поддержки.
Во многом этому способствовало отсутствие в Казахстане Министерства транспорта, защищающего интересы отрасли. Сейчас вопросами регулирования автомобильного транспорта занимается Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. Между тем наблюдается явный перекос - для государства приоритетом является автопром, интересы которого оказываются выше интересов автоперевозчиков.
Вместе с тем, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 10 июля текущего года на расширенном заседании Правительства поручил внести предложения по совершенствованию государственной политики в сфере международных автомобильных перевозок, в том числе по вопросам утилизационного сбора.
Союз считает, что необходимо приравнять задачу обновления и наращивания парка к приоритетным задачам поддержки экспорта и обеспечить соответствующую поддержку. Создать самостоятельное Министерство транспорта РК, разработать Стратегию развития автомобильного транспорта до 2030 года, в том числе, для осуществления международных автомобильных перевозок, с учетом принятия мер по ежегодному наращиванию парка грузовых автомобилей до 5000 единиц, работающих на международных перевозках. Это позволит предприятиям Казахстана получить ежегодно до $500 млн. в год, а государству, соответственно, - миллиарды тенге в виде налогов в бюджет страны.
Принять программу финансирования предпринимателей, направленную на стимулирование приобретения седельных тягачей, грузовиков МАП и прицепов, полуприцепов к ним со ставкой не более 3%, без первоначального взноса при приобретении техники, освободить от утилизационного сбора новые автомобили экологического класса ЕВРО 6 и снижение коэффициента утилизационного сбора до 5 для седельных тягачей и грузовиков, предназначенных для международных перевозок экологического класса ЕВРО-5 и выше с массой от 12 – до 50 тонн со сроком эксплуатации до 5 лет.
Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS” считает, что принятие этих мер позволит вывести отечественных международных перевозчиков на конкурентоспособный уровень, создать дополнительные рабочие места и пополнить бюджет страны.