ЕВРАЗИЙСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ


2021-11-15 16:21:19
15.11.21
Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов выступил на заседании круглого стола ЕЭК «Евразийские транспортные коридоры как часть системы глобальных транспортных сообщений».
Касаясь темы интеграции Казахстана в международные транспортные коридоры, Е.Абсатов сообщил, что за 10 месяцев 2021 года общий объем транзитных грузов через Казахстан составил 19,5 млн. тонн, что на 3,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем транзитных перевозок железнодорожным транспортом составил 17,2 млн. тонн, оставшись на уровне прошлого года, объем автомобильных транзитных перевозок составил 2,3 млн. тонн увеличившись на 38,5%.
Контейнерные перевозки в направлении Китай-Европа- Китай составил 604,5 тыс. ДФЭ, что больше на 36,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
С 2020 года транзитные перевозки показывают уверенный рост. Важным фактором развития транспортно-логистического комплекса Казахстана стало возобновление перевозок грузов из Китая в страны Европы и обратно. Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК.
В настоящее время по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров, из них 5 железнодорожных и 6 автомобильных коридоров.
Диверсификация международных транспортных коридоров занимает важную роль в развитии транспортно-логистической системы страны. Уже сегодня сроки прохождение грузов и доставка товаров транзитом по территории Казахстана составляет 13-15 дней, что в 2 раза быстрее, чем морским транспортом.
В Казахстане проводятся практические мероприятия по реализации инициативы «Один пояс – Один путь». Завершено строительство автомобильной магистрали «Западный Китай - Западная Европа», построены и введены в эксплуатацию современные ТЛЦ класса А, идет работа по созданию крупного регионального хаба по консолидации и дистрибуции грузопотоков между Азией и Европой, на Каспии функционируют морской порт Актау и порт Курык, на границе Казахстана и Китая открыт контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы» нового формата.
Между тем, в Казахстане на сегодня внедрен транспортно-логистический сервис с открытием железнодорожных регулярных контейнерных линий Китай-Европа-Китай на международных маршрутах с основных точек консолидации грузопотоков Китая.
В целях развития торгово-экономического сотрудничества в регионе, а также транспортно-логистического потенциала страны на границе с Китаем создана СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», состоящий из казахстанской и китайской частей, расположенных на приграничных сопредельных территориях двух государств.
В инфраструктуру СЭЗ наряду с индустриальной и логистической зонами также входит Сухой порт, который был запущен в 2015 году для консолидации и дистрибуции грузов на востоке страны.
В 2014 году в порту Ляньюньган был создан совместный с китайскими партнерами логистический терминал, который на сегодняшний день является основным пунктом консолидации грузопотоков в/из Казахстана.
На сегодняшний день, многие развитые страны переходят на контейнерные перевозки. Всплеск контейнерных перевозок в мире зафиксирован в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекций, когда авиа и водный транспорт работали в ограниченном режиме, а железнодорожный транспорт, в особенности контейнерные перевозки, только улучшали свою статистику. Из-за проблем на Суэцком канале с начала 2021 года наблюдается резкий рост перевозок железнодорожным транспортом через «Новый Шелковый Путь» в направлении Китай-Европа, это стало вторым сигналом для стран о необходимости развития контейнерных перевозок.
Между тем уровень контейнеризации в странах ЕАЭС и Центральной Азии очень слабый, в Китае этот показатель равен 73%, в Европе- 71%, в США - 69%, в России порядка 10%, а в Казахстане - всего лишь 3%.
Переход на контейнеризацию грузов придаст более высокую скорость перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, высокую сохранность грузов, дешевую перевозку и высокую скорость работы с грузом и т.д.
Уже сегодня инновации и внедрения цифровых, IT решений получают большое распространение в транспорте и логистике. Трендами во всем мире сейчас является внедрение Blockchain, Big Data, Supply chain management, автоматизация и роботизация процессов на предприятии. Данные решения упрощают задачи по управлению и безопасностью активов, оптимизируют некоторые процессы, сокращают бумажную работу, минимизирует расходы и т.д. Внедрение цифровизации в транспорт и логистику будет способствовать повышению качества услуг и откроет новые возможности для развития.