Поиск по сайту

Становление казахстанского бренда автоперевозчиков

Иконка просмотра 20.09.2030 Иконка просмотра 335

30.09.2013

Становление казахстанского бренда автоперевозчиков

18 сентября 2013 г. в городе Алматы состоялась церемония открытия Казахстанской международной выставки «Транспорт и Логистика» — Transit-Kazakhstan 2013. В тот же день, в г. Алматы Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» было проведено заседание рабочей группы на тему автомобильного транспорта в формате Круглого стола, обозначенной в Плане совместных действий между Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Министерством транспорта и коммуникации РК по развитию транспортной логистики на 2013–2014 годы.

В работе заседания участвовали представители Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», Агентства Республики Казахстан по статистике, Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО), Союза автотранспортников Казахстана, Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», Казахского Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций и бизнес-структур.

Участники Круглого стола выразили обеспокоенность состоянием развития автомобильного транспорта. Если в 2010 году объем транспортных услуг, выполненных казахстанскими перевозчиками составлял 400 млн. долларов США, то в 2012 году из 1 млрд долларов США — общего объема транспортных услуг выполняемых на Казахстан, казахстанскими перевозчиками объем составил 300 млн долларов США, произошло снижение на 100 млн. долларов США в сравнении с 2010 годом. Аналогичная ситуация сложилась в пассажирском городском транспорте. В своем выступлении Генеральный секретарь КазАТО и руководитель рабочей группы Каплан Т.Л. отметил важность проблем автомобильного транспорта в инфраструктуре и насущность решения этих проблем, в частности, вопрос защиты рынка международных автомобильных перевозок. Автомобильный транспорт в Казахстане за последнее десятилетие по экономической значимости вышел на третье место после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Невозможность оперативного реагирования на текущий процесс и уровень организации международных и транзитных перевозок порождает уязвимость и зависимость от разрешительной системы международных перевозок (Карнет-ТИР, разрешения и т. п.) применяемой на территории РК и сопредельных государств. Также, проблемой является отсутствие рычагов влияния на транспортные администрации при защите интересов национальных автоперевозчиков (например: Российской стороной принято положение о транзите таможенных грузов через территорию РФ, предусматривающее оплату страховых премий от 50 до 2000 у.е., что уменьшает прибыль казахстанских перевозчиков), отсутствие у предприятий автомобильного транспорта финансовых возможностей на приобретение нового подвижного состава, в связи с тем, что 70% международных автомобильных перевозок осуществляются иностранными перевозчиками, уменьшился объем перевозимых грузов отечественными перевозчиками, существуют нарушения весо-габаритных параметров, прежде всего иностранными перевозчиками из Киргизии, Узбекистана (во время уборки овощных культур в период с мая по октябрь, автотранспорт часто едут с перегрузом), а это порождает коррупционные отношения с контролирующими органами. В то же время, это приводит к демпингу, т. е. снижению стоимости перевозок. Недобросовестная конкуренция оставляет отечественных перевозчиков без работы. Еще одной острой проблемой является устаревший парк автотранспортных средств, где преобладают автомобили ранее 2000 года выпуска.

Участниками отмечен слабый контроль со стороны Комитета транспортного контроля МТК РК за соблюдением квот иностранными перевозчиками (пересечение казахстанских границ Украинскими, Белорусскими, Литовскими и Турецкими перевозчиками превышает допустимые квоты). В результате чего, доля казахстанских операторов в общем объеме перевозок сократилась с 46,3% в 2009 году до 20,3% в 2012 году. Так, по данным Международного союза автомобильного транспорта, только за 2012 год иностранными операторами на Казахстан было выполнено более 7 тыс. рейсов без соответствующих разрешений. При этом бюджет страны недополучил более 7 млн. долларов США в виде налога, казахстанское содержание в объеме транспортных услуг сократилось на 70 млн. долларов США, потеряно около 2 тыс. рабочих мест.

Государству следует обратить внимание на работу отечественных автотранспортных компаний, осуществляющих международные перевозки. Необходимо создать условия для становления казахстанского бренда автоперевозчиков, предоставить отечественным автотранспортным компаниям преимущественное право на перевозках грузов из Востока на Запад, на переходах через казахстанские приграничные пункты пропуска. Участники Круглого стола предложили по опыту Белоруссии, Литвы и Турции создать кластеры в населенных пунктах Казахстана, преимущественно в моногородах по открытию учебных заведений (колледжей) по обучению и подготовке водителей, логистов с привлечением профессиональных специалистов. Для этих целей вносится предложение о включении в бюджет страны финансовых средств, предоставления льготного кредитования и финансового лизинга для приобретения населением автотранспортных средств. Принятие такого решения позволит обеспечить занятость рабочими местами населения Казахстана. Отмечается, что в некоторых областных центрах республики отсутствует субсидирования для пассажирских городских автобусных перевозчиков, в результате чего они вынуждены работать в убыток.

Не ведется статистический учет объемов автомобильных грузовых перевозок внутри страны, международных и межобластных перевозок пассажирских автобусных перевозок. Вызывает беспокойство у автомобилистов плохое состояние автомобильных дорог (подъезды к пунктам пропуска Майкапчагай, Бахты, а также подъезд к Актаускому морскому порту а/д Бейнеу- Шетпе).

Учитывая всю серьезность и злободневность проблем на автомобильном транспорте, участниками было предложено образовать Общественный центр «Народный Контроль на Транспорте» с участием представителей партии «Нур Отан», Национальной палаты предпринимателей, МТК РК, КТК РК, КТК МФ РК, Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», автотранспортных компаний, государственных органов. Общественный Центр «Народный Контроль на Транспорте» взял бы на себя функцию по контролю за нарушениями в транспортном процессе (независимая проверка весового хозяйства КТК МТК РК, превышение весовых параметров из-за погодных условий, режимов работы и отдыха водителей, соблюдение иностранными перевозчиками квот на международные перевозки в Казахстане, вопросы пересечения границы, таможенного оформления и т. д.), проводил бы публичные слушания, разборы спорных вопросов. После рассмотрения на уровне «Народного контроля на Транспорте» вопросы выносились бы в государственные органы (АРЕМ, КТК МТК РК, КТК МФ РК и т. д.) и проводился постоянный мониторинг. Союзу транспортников Казахстана было предложено создать на портале «www.kazlogistics.kz» информационный блок под аналогичным названием. В этом блоке размещались бы обращения водителей, транспортников и всех участников транспортного процесса, касательно замечаний и проблем к работе контролирующих органов на автомобильного транспорта.

По итогам совещания были приняты следующие решения в целях становлению казахстанского бренда автоперевозчиков, созданию кластеров в населенных пунктах: создать рабочую группу по подготовке Отчета о состоянии и перспективах развития международных автомобильных перевозок и включить все вышеуказанные предложения с дальнейшим их вынесением на заседании Президиума и последующего обращения в МТК РК, Межведомственную комиссию по логистике, Евразийскую экономическую комиссию.

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»


Справка:

Республиканский парк автотранспортных средств (далее — АТС) насчитывает около 2686,7 тыс. легковых, около 397,6 тыс. грузовых АТС и 94 тыс. автобусов. Для организации регулярного сообщения имеется свыше 110 международных и 115 межобластных пассажирских маршрутов. По данным МТК РК на международных перевозках работают 24 тыс автомобилей, из них 6 тыс. автомобилей по системе МДП (международный таможенный документ, сопровождающий груз по всему маршруту по упрощенной схеме таможенной проверки).

Перевезено грузов автомобильным транспортом:

2001 год — 2611 тыс. тонн, в т. ч. казахстанскими перевозчиками — 1054, 2 тыс. тонн, доля казахстанских перевозчиков 40,4%;

2010 год — 3139, 1 тыс. тонн, в т. ч. казахстанскими перевозчиками — 1592,7 тыс. тонн, доля казахстанских перевозчиков 50,7%;

2011 год — доля казахстанских перевозчиков — 33% от общего объема перевозок;

2012 год — доля казахстанских перевозчиков — 36% от общего объема перевозок;

Импортные перевозки: 2001 год 2010 год

Перевозчики страны отправления 36,9% 28,7%

Казахстанские перевозчики 53% 55,4%

Перевозчики третьих стран 3,2% 15,9%

Экспортные перевозки: 2001 год 2010 год

Перевозчики страны отправления 71,4% 58,7%

Казахстанские перевозчики 27,6% 31,8%

Перевозчики третьих стран 1,02% 9,5%

Популярные
Заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Подкомитет по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен&ra...
Automechanika Astana стартовала в Астане
Сегодня, заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял уч...
Cостоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Сегодня состоялось первое в этом году заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета ...
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. А ка...
Центрально-азиатская выставка коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники Automechanika Astana и Komtrans Astana
Новые даты и направления Komtrans Astana!   В 2024 году выставочные проекты Automechanika Ast...
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза За первый квартал 2024 года объем желе...
Ежегодное заседание ОЮЛ «Генеральная Ассоциация китайских предпринимателей в Казахстане»
9 апреля заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял ...
Экс-глава Высшей аудиторской платы вошла в совет директоров АО «НК «ҚТЖ».
Экс-глава Высшей аудиторской платы вошла в совет директоров АО «НК «ҚТЖ».Решением ...
ОАЭ создает альтернативный Суэцу транспортный коридор
ОАЭ создает альтернативный Суэцу транспортный коридор AD Ports (LR. портовый и логистический оп...
KTZ Express намерен запустить ж/д транзит запчастей Hyundai и General Motors через Казахстан
KTZ Express намерен запустить ж/д транзит запчастей Hyundai и General Motors через Казахстан  ...