Поиск по сайту

ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА: НОВЫЕ ТРЕНДЫ

Иконка просмотра 28.06.2021 Иконка просмотра 465

2021-06-28 11:32:28

28.06.2021

25 июня в онлайн режиме прошел круглый стол на тему: «Инновационная логистика, как инструмент улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев».

Организаторами мероприятия выступили АО «НК «КТЖ», НПП «Атамекен», НИИ ТК, Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», КазАПО, АНЭК, АНИП. Информационную поддержку круглого стола оказало «TLK Media».

Первую сессию заседания, посвященного вопросам современных технологий, открыл заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Канат Кобесов, который рассказал об автоматизированных системах, применяемых в  железнодорожных перевозках.

На сегодняшний день ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» является владельцем 43 информационных систем, которые позволяют управлять внутренними и внешними процессами национального перевозчика. С помощью ИТ-систем разрабатывается график движения поездов, ведется учет расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, формируется план перевозок и, в целом, организация работ станций, локомотивных и вагонных хозяйств и другое.

ИТ-платформы ускоряют взаимодействие с грузоотправителями. Внедрить безбумажную технологию оформления перевозочных документов во внутриреспубликанском и международном сообщениях позволила автоматизированная система управления «Договорная и коммерческая работа». Она охватывает три компонента – планирование, оформление электронной накладной и электронный расчет. Сегодня она охватывает все грузовые станции страны. В системе работают более 51 тыс. пользователей, из них более 36 тыс. – клиенты,  свыше 420 собственников подвижного состава и 1000 экспедиторских организаций. 

  «Регулярно проводятся опросы по качеству обслуживания, свыше 90% пользователей удовлетворены работой системы. Уникальность ее в том, что в нее можно войти с любого гаджета с любой точки мира. После регистрации наши клиенты могут смотреть остаток счета, исполнение плана и другое», – отметил К. Кобесов.

Определенные преимущества дает использование программы по разработке прогнозного графика движения поездов, которая будет интересна рынку частных перевозчиков. Она  позволяет  оперативно выстраивать график, минимизировать  простои подвижного состава, более эффективно  управлять своими активами.

Прорывным проектом в области производственной безопасности К.Кобесов назвал  интегрированную систему «Производственная безопасность», направленную на управление происшествиями и  внутренний контроль.

«Порядка 100 тыс. сотрудников железной дороги подключены к этой системе. В ней публикуются все необходимые  локальные нормативные акты, бюллетени о  травматических случаях и происшествиях. Программа повышает информированность и вовлеченность сотрудников в общий процесс»,   – сказал К.Кобесов.

Член Президиума Союза транспортников Казахстана  «KAZLOGISTICS» Эдуард Каплан  сообщил, что Союз транспортников совместно с институтом транспорта провел исследование об эффективности использования железнодорожного подвижного состава, качества обслуживания.

По его словам, «уровень качества транспортно-логистического обслуживания в Казахстане  не столь высокий». В рейтинге  LPI Всемирного банка наша страна занимает 71 место, по качеству транспортного обслуживания – 94 место.  Не лучше показатели и у России и Беларуси.

В сфере железнодорожного транспорта есть давние проблемы, которые не находят своего решения. Это - несвоевременная подача вагонов, сверхнормативные простои, брошенные поезда  на казахстанско-китайской границе. Проблема заключается в том, что эти вопросы, как правило, решаются на поверхностном, ситуационном  уровне, тогда как решать их нужно более комплексно и системно.

«Пути решения застарелых проблем отрасли - внедрение инновационных логистических технологий, связанных с цифровизацией, обновление и модернизация подвижного состава, гармонизированное развитие транспортной инфраструктуры. Причем это не всегда большие деньги, строительство новых магистралей, а развитие транспортных узлов, ликвидация узких мест, которые не требуют сотни миллионов долларов, а в сотни раз меньше средств, тогда как эффект от этих вложений может быть очень существенным», - сказал Э.Каплан.

По его мнению, основные проблемы железной дороги кроются не в тяжелой инфраструктуре, а в так называемой «мягкой» инфраструктуре, поскольку среди главных проблем грузовладельцы называют неравномерную подачу вагонов и сверхнормативные простои, отсюда заторы, простои, штрафы за простои, конвенции и т.д.

Согласно исследованиям, время движения вагона в груженом состоянии составляет 20%  его оборота, при этом 50% приходится на простои на подъездных путях, стыковых станциях, 30% - простои в пути. Таким образом, эффективность использования вагонного парка составляет около 12%, а с учетом времени на ремонт  и ситуации с брошенными поездами и  того ниже. Схожая картина и на пространстве 15 20.

Основным резервом повышения эффективности использования вагонного парка является снижение простоев вагонов, которое может иметь мультипликативный эффект  в виде снижения транспортных расходов  грузовладельцев, улучшения качества логистического обслуживания грузовладельцев, увеличения доходности  логистических операторов.

Эффективными инструментами качественного транспортно-логистического обслуживания являются:

- создание интеграционных логистических команд из  представителей грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, логистического оператора;

- развитие логического аутсорсинга, внедрение моделей комплексного транспортно-логистического обслуживания из «единого окна»;

- сквозная информатизация и цифровизация логистических процессов, их постоянная оптимизация.

Начальник управления по стратегическому, инвестиционному планированию и СМК ТОО «ТрансКом» Андрей Мелихов отметил, что «как 10 лет назад были, так и остаются  узкие  места - станции Кызыл жар, Аксу, Алашанькоу и Хоргос».

По его словам, в Казахстане существует конкуренция между транзитным грузопотоком и экспортными поставками. В 2013 году горно-добывающая компания ERG экспортировала в Китай        5,8 млн. тонн железорудного сырья, в 2020 году – 3,7 млн. через станцию Алашанькоу, в 2021 планируется поставить  3,9 млн. тонн. Объемы поставок уменьшились, в том числе, из-за роста контейнерных перевозок. В 2020 году в направлении Китай-Европа-Китай грузопоток составил было 518 тыс. ДФЭ, к 2024 году этот показатель по прогнозам, увеличится до 1,6 – 2 млн. ДФЭ, а инфраструктура осталась та же самая.

«Почти весь транзитный поток пошел через станцию Кызыл жар, на эту же станцию выходят все угольные разрезы компании ERG. Теперь выход угля через станцию Тамань стал проблематичным, мы вынуждены ехать в обход через станцию Есиль, что   приводит к удорожанию транспортных расходов. Неоднократно обращались в АО «НК «КТЖ» по поводу развития станции Кызыл жар, которое  не требует больших капиталовложений, но безрезультатно» - сказал А.Мелихов.

 «Государству нужны и  экспортные и транзитные грузопотоки, одно не должно мешать развитию другого, конкуренции между ними не должно быть. Развитие  транспортной инфраструктуры – прерогатива государства », - резюмировал спикер.

Модератор первой сессии,  председатель Подкомитета по транспортной  логистике Комитета логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Ерхат Искалиев отметил, что большой резерв есть во внутренней   контейнеризации.  АО «НК «КТЖ» должно определить правила  игры на рынке и тарифную политику.

Проблемы в продовольственной логистике, связанные со всплеском цен, связаны с трудностями в логистике холодовой цепи. Необходимо отрегулировать пиковые нагрузки в период созревания овощей и фруктов и в осенне-зимний период, связанный с поставками угля и зерна на экспорт.

Создание единого транспортного документа при мультимодальных перевозках стало бы надежным подспорьем для привлечения транзита через территорию Казахстана, - отметил Е.Искалиев. Решение инфраструктурных проблем  для АО «НК «КТЖ» возможно в  партнерстве с  бизнесом, путем привлечения частных инвестиций, - считает он.

Проблемные вопросы взаимодействия участников  перевозочного процесса осветил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его словам, объективным показателем взаимодействия участников перевозочного процесса является один показатель – оборот вагонов.

 «Главная задача – правильно погрузить вагон, погрузить его вовремя, отдать на станцию, вовремя отправить вагон со станции для формирования технического маршрута и отправить дальше», - сказал  он.

В РФ оборот парка вагонов составлял ранее  8 суток, сейчас - 15-17 суток.  Иванкин отметил наличие локального  дефицита вагонов, который создают сами операторы. Вагонов для перевозки грузов достаточно, однако операторы не любят работать в некомфортных условиях низких тарифов плюс «хорошая»  работа администратора, все это позволяет создавать профицит или дефицит вагонного парка», - сказал  президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта.

В этой связи в РФ обсуждается законопроект по созданию методики расчета баланса вагонов, создания единой саморегулирующей организации, которая будет объединять  всех операторов железнодорожного транспорта,  при усилении роли государства   в части определения перевозки приоритетных грузов.  

Президент Ассоциации  «Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии» Берик  Булекбаев рассказал о технологических и инженерных решениях в вопросах оптимизации и развития внутренней и внешней логистики  железнодорожного транспорта. 

Эффективность использования вагонного парка – важнейший критерий обеспечения  железнодорожных перевозок, так как вагоны являются основным ресурсом перевозочного  процесса.

На подъездных путях начинается и завершается процесс перевозки, а также выполняется  основная часть грузовых операций, до 90% погрузки и до 80% выгрузки, т.е. выполняется колоссальный объем работ.

В целях повышения эффективности внутренней логистики на подъездных путях были внедрены следующие примеры  перспективных инженерных решений, которые позволили улучшить маневровые работы:

• проектирование сквозных депо;

•  установка грузовых, маневровых лебедок;

• организация мобильных пунктов экипировки маневровых локомотивов на подъездных путях промышленных предприятий.

О развитие технологической, институциональной и нормативной  правовой базы организации перевозочного процесса, а также о вопросах  правового обеспечения развития смешанных перевозок рассказала генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова.

Исполнительный директор Ассоциации Национальных Экспедиторов Республики Казахстан (АНЭК) Айнур Тлеуова в ходе своего выступления, рассказала о принимаемых мерах  АНЭК по совершенствованию системы взаимодействия участников перевозочного процесса.

Инновационный вагон – современный тренд повышения эффективности грузоперевозок - так звучала тема выступления генерального директора Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) – КазАПО  Салтанат Адамбаева.

         О логистическом продукте 4PL Light рассказал генеральный директор транспортно-логистической компании IFC COLOS  Адилжан Кожабергенов.

         Заместитель Председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что при всей сложности, рынок растёт и развивается -  услуги экспедиторов и операторов подвижного состава, ремонта, сервисных услуг. Поднимается на новый уровень качество за счет цифровизации, новых технологий в образовании, идут процессы становления операторов комплексных услуг, освоения услуг проектной логистики.

Вместе с тем, обозначены достаточно непростые проблемы, в том числе по инновационным вагонам.  Радует большое количество креативных людей, компаний, готовых и заинтересованных в развитии современных стандартов, есть новые медийные, коммуникационные  возможности. Есть возможность влиять и добиваться внимания государственных органов.

Пятую сессию «Программы профессионального обучения в области транспорта и логистики» открыл заместитель директора Учебного центра Ассоциации Национальных Экспедиторов РК Рафаил Заславский, который рассказал об опыте Центра в обучении по программе FIATA (Международная федерация экспедиторских ассоциаций) грузовых международных экспедиторов. Так, по его словам на сегодняшний день более 700 человек получили дипломы международных транспортных экспедиторов, 56 дипломов, полученных в Женеве, выданы на предоставление услуг цепи поставок. В целом же, Центр подготовил более 2000 человек, среди которых и слушателей дистанционных групп. В текущем году Центру исполняется 20 лет, в рамках празднования планируется проведение большой праздничной конференции.

 Управляющий партнер Казахстанского института управления проектами, Исполнительный директор Казахстанской ассоциации ТРИЗ Владимир Затолкин, остановившийся на проблемах подготовки профессиональных компетенций проектных, программных и портфельных менеджеров предприятий транспортно-логистической отрасли Казахстана в условиях цифровой трансформации.

Среди ключевых проблем казахстанской экономики он отметил проблему системы образования, сохранившейся со времен Советского Союза и не нацеленной на подготовку проектно-ориентированного техно-предпринимательского сословия по схеме «Школа-ВУЗ-Работодатель (высокотехнологичный)». Также в стране не сформировалась национальная инфраструктура в сфере корпоративного и школьно-вузовского технологического предпринимательства, в том числе в сфере транспорта и логистики.

Генеральный директор фрахтовой компании «ТрансАл», почетный профессор Казахстанско-Немецкого университета Василий Королев в своем выступлении подробно остановился на вопросах управления цепями поставок в логистическом обучении.

Преподаватель Казахстанско-немецкого университета, эксперт FIATA, CILT Айсулу Тайсаринова рассказала о существующем на рынке балансе между запросами рынка и контроля со стороны министерства образования РК.

В работе круглого стола приняли участие   студенты бакалавриата, обучающиеся на факультете «Логистика» одного из казахстанских ВУЗов Валерия Логинова и Виктория Ли, рассказавшие о плюсах и минусах дистанционного обучения.

Популярные
Завершился второй день рабочей поездки казахстанской делегации в Прибалтику
Завершился второй день рабочей поездки казахстанской делегации в страны Прибалтики.  В рамка...
Первая Международная конференция предприятий железнодорожного транспорта проходит в Астане
Руководство Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» приняло участие в Первой Межд...
Рабочая поездка казахстанской делегации в страны Прибалтики во главе с министром транспорта М.Карабаевым.
Стартовала рабочая поездка казахстанской делегации в страны Прибалтики во главе с министром транспор...
13-й Центрально-Азиатский торговый форум проекта USAID
Исполнительный директор по транспортной логистике СТК «KAZLOGISTICS» Мухтар Толеген прин...
Проект программы развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года
У ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки» заберут некоторые полномочия, сообщает Press.kz. В п...
Встреча по вопросам цифровизации железнодорожного транспорта: Современные решения для будущего перевозок.
Встреча по вопросам цифровизации железнодорожного транспорта: Современные решения для будущего перев...
Казахстан первый среди стран СНГ подписал соглашение с ИКАО и присоединился к программе в области экологичного авиационного топлива
Казахстан первый среди стран СНГ подписал соглашение с ИКАО и присоединился к программе в области эк...
Институт транспорта и логистики намерены учредить в Казахстане
 Институт транспорта и логистики намерены учредить в Казахстане Министерство транспорта Каза...
Глава государства предлагает внедрить QR-коды для «бесшовной» логистики в ЕАЭС
Глава государства предлагает внедрить QR-коды для «бесшовной» логистики в ЕАЭС Страна...
Поздравляем всех соотечественников с праздником Победы!
Примите наши искренние поздравления с великим праздником - Днем Победы!    Для многих ка...