Стратегия модернизации


В послании народу Казахстана «Стратегия
Правительству, бизнесу и обществу в целом предстоит решение задачи выхода страны на траекторию устойчивого роста.
Одной из составляющих казахстанского пути к лидерству, определенного Стратегией
В силу геостратегического потенциала Казахстана и системообразующей роли транспортной инфраструктуры в экономике, корпоративная стратегия национального
Бизнес Компании динамично трансформируется в соответствии с обновленной миссией и структурой целевых рынков. Портфель группы
В соответствии с изменением бизнес портфеля и институциональной реформой отрасли трансформируется структура активов и компетенций.
По объемам оборота и капитала
Эффективная реализация долгосрочной стратегии развития Компании позитивно отражается на улучшении экономических и социальных показателей деятельности, способствует повышению ее финансовой устойчивости. В период с 2008 по 2012 годы грузооборот Компании увеличился с 214,9 до 235,8 млрд.
Консолидированный чистый доход Компании в 2012 году составил 113,3 млрд. тенге, что в 1,8 раза выше уровня 2008 года.
Финансовая устойчивость и улучшение корпоративного управления позволяет Компании привлекать на выгодных условиях заемные средства для масштабных инвестиций в реновацию технического комплекса, системы управления и технологические процессы. Объем инвестиций в период 2008–2012 составил — 1 341 млрд. тенге.
Стратегические вызовы
Осуществляемая модернизация
В условиях усиления глобальной конкуренции, замедления темпов роста и высокой волатильности рынков в результате мирового финансового кризиса вопросом выживания стал поиск прорывных мер по повышению конкурентоспособности Компании.
Краеугольным камнем Стратегии Компании стал поиск новых источников роста и формирования долгосрочных ориентиров развития.
При ее разработке нам надо было ответить на ключевые вопросы:
— Какие ниши на рынке может занять или сформировать для устойчивого развития Компания?
— Какие транспортные продукты нужны и как железнодорожный бизнес намерен соответствовать требованиям «умной» экономики будущего?
— Какие факторы оказывают позитивное и негативное влияние на качество и стоимость транспортных услуг?
— Возможны ли инновационные решения в части новых потребительских свойств транспортных услуг и каков спрос на инновационные решения в железнодорожном бизнесе?
— Какие институциональные реформы может предложить Компания для повышения глобальной конкурентоспособности транспортного комплекса Республики Казахстан, эффективности отраслевых рынков и устранения барьеров развития?
— Смогут ли высокотехнологичные производства стать основой инновационного прорыва и расширения спроса на транспорте?
— Что необходимо предпринять для повышения заинтересованности бизнеса в железнодорожной модернизации?
Проведенные исследования рынка, анализ возможностей и угроз дали нам исходную информацию для формирования стратегического видения, позволили определить и структурировать на долгосрочную перспективу целевые рынки, позиционирование Компании в рыночных сегментах.
Вектор модернизации
Анализ сильных и слабых сторон Компании в соотнесении их с состоянием и прогнозируемой динамикой внешней среды позволил нам определить долгосрочные ориентиры развития, цели и задачи модернизации системы для ее перехода на качественно новый уровень соответствующий стратегическому видению.
Модернизация
1) Сохранение и завоевание лидирующих позиций на существующих и новых сегментах рынка, на основе:
a) дифференциации и стандартизации адекватно структуре спроса линейки транспортных продуктов,
b) расширения бизнеса посредством строительства новых объектов инфраструктурной сети;
c) внедрения всеобъемлющей системы менеджмента качества;
d)
e) создания новых сегментов рынка на основе инновационных транспортных продуктов;
2) Повышения эффективности операционной деятельности, за счет:
i)
ii) перехода на систему управления стоимостью жизненного цикла производственных активов;
3) Формирования эффективной структуры портфеля активов;
4) Повышения эффективности управления и формирования корпоративной культуры, нацеленной на результат.
В дополнение к традиционному рынку перевозок массовых грузов внутри и за пределы Казахстана, корпоративная стратегия предусматривает рост бизнеса Компании в следующих целевых нишах:
— интегрированные услуги по перевозке грузов в трансконтинентальном сообщении
— мультимодальное
— перевозки пассажиров в скоростных поездах;
— производство продукции транспортного машиностроения.
Стимулируемое и естественное расширение сегментов перевозок промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью требует от нас предложения на рынке высокотехнологичных транспортных услуг, поскольку условие обеспечения ее конкурентоспособности переносит международные требования к эффективности производства и логистики на наш рынок.
С учетом этого Компания осуществляет:
— внедрение инноваций в процессы организации и осуществления перевозок;
— формирование линейки транспортных услуг с гарантированными сроками доставки;
— расширение спектра логистических услуг и развитие соответствующей инфраструктуры.
— При этом основным вызовом для железнодорожного транспорта сегодня является комплексная модернизация, подразумевающая перестройку институциональной и экономической структуры отрасли, технологическое развитие и обновление производственных активов.
Задача усложняется высоким уровнем физического и морального износа подвижного состава, объектов инфраструктуры и масштабами необходимых инвестиций.
Общий объем инвестиций с учетом формирования сети скоростных пассажирских сообщений в реализацию стратегии Компании в период с 2010 до 2020 года планируется в объеме 4,6 трлн. тенге.
Для обеспечения конкурентоспособности страновой
При этом мы исходим из того, что первична модернизация в сознании, позволяющая выявить и мобилизовать внутренние резервы отрасли по повышению эффективности и производительности труда, оптимизации ресурсов и задействованных активов.
В этом контексте нами поставлена цель трехкратного увеличения производительности труда на железнодорожном транспорте к 2020 году по отношению к уровню 2010 года.
Таким образом, стратегия
Кроме того она охватывает развитие отрасли транспортного машиностроения на основе инвестиционного спроса железнодорожного транспорта, стимулирует развитие смежных отраслей экономики и обеспечивает мультипликативный эффект в ВВП страны.
Итоги первого этапа модернизации
В период с 2008 по 2012 год произошло значительное обновление подвижного состава (797 локомотивов, 31 884 грузовых вагона, 649 пассажирских вагонов), осуществлен капитальный ремонт и модернизация 2 742 км пути.
Это позволило переломить многолетний тренд накопления износа активов. В дальнейшем, с учетом реализации инвестиционной программы, уровень износа парка локомотивов, пассажирских вагонов и магистральной железнодорожной сети снизится до 40%, а уровень износа грузовых вагонов до 34%.
На смену отработавшим свой ресурс активам в эксплуатацию вводится самое современное высокопроизводительное оборудование. При этом совокупные издержки в течение жизненного цикла нового оборудования (включающие стоимость приобретения, эксплуатации, обслуживания и утилизации) ниже, чем у старого.
По ряду показателей, таких как средняя участковая скорость, мощность локомотива на тонну состава,
Тем не менее, есть значительные резервы повышения производительности подвижного состава, энергоэффективности и эффективности, содержания инфраструктуры, заключающиеся в модернизации технологий организации перевозочного процесса.
Ключевой системной инновацией, внедренной в рамках реализации стратегии Компании, стал переход от «тоннажной» к «рейсовой» модели организации перевозочного процесса, при которой грузовые поезда отправляются со станций в соответствии с установленным графиком движения поездов (расписанием). Раньше такой порядок движения поездов применялся только в отношении пассажирских поездов, а грузовые поезда отправлялись по ближайшей обезличенной «нитке» графика по факту готовности состава, в первую очередь по накоплению нормативного веса (или длины состава) на станциях отправления, а на промежуточных станциях по причине отказов технических средств и несоблюдения технологической дисциплины.
Такая система организации грузовых перевозок объяснялась стремлением обеспечить максимальную полезность использования мощности локомотива, однако приводила к тому, что полезное время работы локомотива и локомотивных бригад составляло около 50%, а сроки доставки грузов не поддавались прогнозированию.
Ясно, что клиенты, чувствительные к качеству транспортной услуги, в части ритмичности и своевременности доставки, при таком положении вещей вынуждены искать альтернативное предложение со стороны других видов транспорта.
Стратегическая значимость внедрения «рейсовой» модели организации перевозок обусловлена следующими факторами:
— Железная дорога может предложить заинтересованным клиентам принципиально более ценный транспортный продукт с контрактными сроками доставки;
— Базовая услуга перевозки груза железнодорожным транспортом с точными сроками доставки, является необходимой платформой для формирования конкурентоспособных комбинированных логистических сервисов на высокодоходных сегментах рынка;
— Переход на рейсовую модель позволяет внедрить эффективные технологии работы и управления подвижным составом, улучшающие оборот и производительность вагонов и локомотивов и, соответственно, снизить количество эксплуатируемого парка на заданный объем грузооборота, перестроить и оптимизировать организацию вспомогательных по отношению к перевозочному процессу подсистем содержания, обслуживания локомотивов, вагонов и объектов инфраструктуры.
Проведенные Компанией углубленные исследования совместно с международными экспертами компании Оливер Вайман потенциала оптимизации работы и повышения производительности позволили сформировать комплекс мероприятий по модернизации технологий, систем управления, эксплуатации и обслуживания локомотивов, вагонов, магистральных путей и пассажирского хозяйства включающие:
— Внедрение технологии бесплечевой технологии работы локомотивов,
— Организация тяжеловесных поездов с распределенной тягой,
— Разработка вариантных месячных графиков и планов подвязки локомотивов,
— Удлинение до 500 км гарантийных плеч обслуживания вагонов,
— Оптимизация, специализация, улучшение технологических процессов и логистики ремонтных депо,
— Централизованный дистанционный мониторинг состояния локомотивов, Укрупнение дистанций пути,
— Оптимизация оборота пассажирских вагонов путем обезличивания парка,
— Оптимизация схем составов и др.
— Реализация мероприятий, направленных на повышение производительности труда и эффективности производственных процессов, позволила за период 2010–2012 годы получить кумулятивный экономический эффект свыше 54 млрд. тенге с учетом снижения плановой численности на 12 914 единиц.
Кумулятивный эффект за период 2013–2020 годы от реализации Программы повышения эффективности деятельности ожидается в размере 110 до 174 млрд. тенге.