Общественный совет обсудил ключевые вопросы частных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом


2025-04-17 12:46:55
Общественный совет обсудил ключевые вопросы частных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом
16 апреля состоялось очередное заседание Общественного совета Министерства транспорта РК, на котором был заслушан отчет АО «Пассажирские перевозки» о принимаемых мерах по развитию рынка железнодорожных пассажирских перевозок, а также о работе по улучшению сервиса для пассажиров.
Кроме национального перевозчика пассажиров около 14 перевозчиков - частников перевозят пассажиров по социально значимым маршрутам.
Большинство из них остро нуждаются в обновлении подвижного состава и в выделении государственной поддержки в виде субсидий.
Основной проблемой перевозчики называют дефицит средств, предусмотренных бюджетными программами, их несвоевременное выделение.
На Общественном совете частные перевозчики отметили, что исчерпали всевозможные пути покрытия расходов связанных с организацией перевозок пассажиров и выплатой основного долга, ставок вознаграждения за приобретенные пассажирские вагоны, в том числе за счет краткосрочных займов в банках второго уровня.
Отдельно был поднят вопрос о стоимости новых вагонов. Сегодня вагоны отечественного производства дороже на более чем 30 процентов по сравнению с аналогами из России, Китая и Узбекистана, где цена вагона составляет около 500–600 миллионов тенге.
При этом приобретение новых вагонов требует от перевозчиков наличия 20 процентов собственных средств, что при стоимости одного вагона отечественного производства около 900 миллионов тенге.
Участники заседания пришли к выводу о необходимости разработки действенного механизма государственной поддержки частных перевозчиков.
В частности, предложено разработать и утвердить перечень приоритетных бюджетных программ, по которым выплаты осуществляются в первоочередном порядке, включив в этот перечень программу «Субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям», а также программу «Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение вагонов и локомотивов».
Кроме того, перевозчики предложили рассмотреть возможность снижения требований по собственному участию и предоставления отсрочки по выплате основного долга при приобретении вагонов через механизмы лизингового финансирования.
Это позволит обеспечить обновление вагонного парка, сохранить рабочие места и обеспечить качественные перевозки пассажиров на социально значимых направлениях.