Site search

Потенциал международных транспортных коридоров на территории РК не реализован в полной мере - эксперт

Иконка просмотра 20.11.2026 Иконка просмотра 284

26.11.2014

Потенциал международных транспортных коридоров на территории РК не реализован в полной мере - эксперт

На наиболее актуальные вопросы касательно развития транспортно-логистической системы РК в интервью корреспонденту BNews.kz ответил генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерхат Искалиев.

— Что необходимо для построения транспортно-логистической системы?

— В настоящее время потенциал международных транспортных коридоров, проходящих по территории РК и конкурирующих с морскими и другими сухопутными маршрутами, не реализован в полной мере.

Главой государства Н.Назарбаевым поставлена задача по реализации эффективной страновой стратегии, направленной на достижение транспортно-логистической системы Казахстана высочайшего уровня конкурентоспособности.

Для этого необходим отход от традиционного «узковедомственного» подхода и применение новой современной парадигмы, включая систему взаимоотношений субъектов транспортно-логистического бизнеса, органов государственного регулирования, таможенно-пограничного администрирования, а также объектов инфраструктуры, в соответствии с лучшим мировым опытом Германии, США, ОАЭ и Сингапура.

Нам необходимо создать мощную сеть транспортно-логистических центров, как внутри страны, так и за рубежом, чтобы иметь возможность влиять на формирование грузовой базы и вести прямой диалог с грузоотправителями, продвигая преимущества сухопутных маршрутов через Казахстан. При этом для обеспечения экономической эффективности трансконтинентальных коридоров крайне важно наше присутствие как в местах зарождения и погашения потоков, так и в формировании обратного грузопотока через прямое владение объектами транспортно-логистической инфраструктуры, партнерства и альянсы.

Немаловажную роль в реализации страновой транспортной стратегии играет наличие квалифицированных кадров новой формации через развитие компетенций и профессионализма персонала. При этом по степени важности инвестирование в развитие кадрового потенциала сопоставимо с реализацией проектов в области инфраструктуры, услуг, а также регулирования и управления транспортно-логистической системой.

Так, в мае текущего года нами был организован I Молодежный форум транспортников, который стал единой площадкой для потенциальных работодателей, ВУЗов, студентов в обсуждении проблемы подготовки кадров транспортно-логистической отрасли.

Также при союзе создан координационный совет по научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности при Союзе транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS». Одной из целей которого, является с целью консолидации и повышения ресурсного потенциала взаимодействия учебных заведений и бизнес-сообщества, развитие профессионального образования РК в транспортной сфере, повышения качества развития профессиональных кадров и инноваций. 31 октября в г. Алматы состоялось 1-ое заседание координационного совета, где была обсуждена и утверждена Дорожная карта координационного совета СТК «KAZLOGISTICS» на 2015–2017 год, проработана схема взаимодействия союза с Министерством социальной защиты РК и схема создания центра сертификации специалистов транспортной отрасли.

Есть ли какой-то определенный инструмент для улучшения логистического климата в стране?

— Современные представления о транспортировке грузов в Казахстане стали быстро изменяться с развитием рыночных отношений в связи с чем, потребители транспортных услуг склонны в настоящее время выбирать наилучшее качество логистического сервиса.

Одним из инструментов обеспечения международных стандартов логистического сервиса является реализация «принципа 5С» — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. Данный принцип был озвучен Главой государства в ходе 25-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов и является конкурентным преимуществом проекта «Казахстан — Новый Шелковый Путь». Внедрение «принципа 5С» позволит не только улучшить показатели эффективности отрасли, но и даст возможность добиться синергетического эффекта.

Учитывая актуальность данного вопроса, СТК «KAZLOGISTICS» провел 8 октября круглый стол по взаимодействию с иностранными логистическими операторами. В ходе круглого стола был обсужден большой круг вопросов по проблемам транснациональных компаний при ведении бизнеса на территории РК (затруднения в таможенных процедурах, при грузоперевозках, при взаимодействии с региональными органами исполнительной власти, пограничной службой и т. д.), а также длительных сроков при организации отгрузки продукции.

Сейчас нами запускается проект «Народный контроль на транспорте», деятельность которого направлена на защиту интересов транспортников Казахстана через независимый контроль нарушений, разбор спорных вопросов.

Для борьбы с нефизическими проблемами и искоренением коррупции была разработана программа «Mystery shopping в транспортном сервисе». В рамках проекта будут проводиться независимые скрытые исследования инфраструктурных объектов и, как итог, будет дана объективная оценка работы учреждения. Сейчас в рамках нее запускается акция «Правопорядок на транспорте».

— В период с 14 по 17 октября Казахстан принял участие в транспортной неделе в Китае. Каков потенциал Казахстана в сфере логистики и транспорта между двумя странами и в азиатском регионе?

Хотелось бы отметить, что Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» также принял участие, мы проинформировали участников о ходе реализации масштабного проекта «KAZAKHSTAN — New Silk Way», инфраструктурных проектах в поддержку «Нового Шелкового пути».

Если говорить о казахстанско-китайских отношениях и формировании «Экономического пояса» Великого шелкового пути можно отметить основополагающие принципы: постоянный обмен мнениями по различным вопросам стратегии экономического развития для выработки мер и программ по экономической интеграции; строительство единой транспортной инфраструктуры от Тихого океана до Балтийского моря; усиление торговых связей с ликвидацией барьеров и повышением скорости доставки; усиление валютных потоков, снижение денежных издержек, защита финансовой системы от рисков, повышение международной конкурентоспособности экономики; дальнейшее усиление связей между народами.

Также существуют определенные риски и факторы успеха маршрута «Восток — Запад»: отсутствие обратной загрузки контейнеров (уголь, древесина, химия, автозапчасти), компенсация высокой стоимости ж.д., авто и авиа перевозок на фоне морских перевозок высокой скоростью и качественным логистическим сервисом, долгосрочная тарифная политика, устранение нефизических барьеров на маршруте, установление единого права, стандартов и требований, применение единого документа при мультимодальных перевозках.

Совместно с рисками можно определить следующие предложения по улучшению: координация грузопотока с Европы в Азию, определение мест консолидации контейнеров, снижение тарифных ставок на обратную перевозку грузов и т. д., поддержка формирования альянсов и консолидации усилий, реализация «Принципа 5С»: Скорость, стоимость, сервис, стабильность, сохранность; проведение хронометража на таможенных постах, улучшение таможенной инфраструктуры и технологий, создание «сквозного тарифа» грузоперевозок между странами-участницами маршрута.

— По поводу мультимодальных перевозок, чем пытается заниматься КТЖ — аэропорты, вокзалы, железная дорога. Заработает, ли это все как Вы думаете?

— Мир поменялся и требует сквозного сервиса, мультимодальных перевозок. У международного и отечественного бизнеса есть ожидания, что мощная национальная компания, как локомотив, преодолеет все преграды и выстроит действенную транзитную систему, куда со временем зайдет бизнес. Поэтому сегодня железнодорожной компании приходится заниматься и морем, и авиацией. Не обладая активами в различных транспортных секторах, нельзя влиять в интересах потребителей на происходящие в них процессы. Нужны единые стандарты на протяжении всего маршрута. Единые правила и тарифные условия, единые нормативы прохождения товара и документы для оформления грузов и единые подходы к форме. Главное, чтобы снижалось количество границ и барьеров на пути бизнеса.

Сейчас крупнейшая транспортная компания в РК — АО «Национальная компания «Казакстан Темир Жолы» станет базой для формирования мультимодального логистического оператора транснационального масштаба с полным спектром активов и компетенций.

В условиях международной торговли потребителю не нужны вагоны, ему нужна непосредственно доставленная продукция и точно в срок. Вместо конкуренции между видами транспорта более выгодно для перевозчиков и клиентов их интеграция, сотрудничество в целях наилучшего транспортного обслуживания грузовладельцев «от двери до двери». Именно в таком направлении планы компании применять интегрированный маркетинг на транспорте Казахстана и за его пределами.

Отмечу, что КТЖ выходит на качественно новый уровень услуг тем самым на рынке глобальной торговли вступает в жесткую конкурентную борьбу между устоявшимися игроками, где мы должны использовать новые возможности, потоки и схемы организации перевозок, предлагая эксклюзивный и качественный сервис.

Одним из ключевых факторов реализации на глобальном транспортно-логистическом рынке является ускоренное развитие необходимых компетенций. Для этого требуется прорывное решение. Таким решением является привлечение мировых лидеров в транспортно-логистическом бизнесе.

Для эффективного управления и развития МЦПС «Хоргос» и морского порта Актау ведется партнерства с DP World — оператором морских терминалов, занимающим третье место в мире по величине.

Оператором контейнерного сервиса является совместное предприятие YuXinOu (Chongqing) Logistics Сo. Ltd., учредителями которого стали дочерние компании АО «НК «КТЖ», ОАО «РЖД», Deutsche Bahn AG, МЖД КНР и муниципалитет г. Чунцин.

Создана компания по управлению сетью государственных аэропортов ТОО «Airport Management Group» с участием Стратегического партнера — Zurich Airport International AG. Переданы государственные пакеты акций аэропортов Астана, Костанай, Кокшетау и Петропавловск. Lufthansa Consulting провело исследование аэропортов для ТОО «Airport Management Group».

С появлением на рынке логистических услуг крупной мультимодальной транспортно-логистической компании, способной интегрировать всю цепочку поставки, можно в ближайшей перспективе ожидать значительный эффект.

— Как Казахстан может конкурировать с «Транссибирской магистралью»?

— Мы рассматриваем Транссибирский маршрут как глобальную интегрированную мультимодальную транспортную сеть, соединяющую Транссиб морскими участками и железнодорожными переходами со странами Центральной Азии, АТР, Балтии и Европы, для перевозки внешнеторговых грузов в межконтинентальных масштабах.

Поэтому как таковой конкуренции нет. Сейчас тенденции транспортно-логистического рынка таковы, что бизнес будет продолжать искать эффективные и качественные транспортные коридоры с качественным уровнем сервиса и здесь нет политического окраса. Предприниматели будут выбирать способ доставки по критериям стоимости, сохранности, сервиса, стабильности и скорости и выигрывает тот, кто предлагает оптимальный логистический продукт. Логистический продукт — это отработанный процесс продвижения товаров и услуг от поставщиков к потребителям.

В условиях глобализации, объединений стран в союзы и создания единых экономических и транспортных пространств конкуренция стран и маршрутов отходит на второй план. В настоящее время в стратегическом значении выигрывает тот, кто выработает оптимальные логистические продукты.

Ключевой задачей является формирование благоприятных институциональных условий для осуществления транспортно-логистической деятельности, предусматривающих: либерализацию транспортно-логистического рынка в части ценовой и маркетинговой политики, формировании стандартов качества и контрактных условий предоставления услуг; совершенствование принципов, механизмов и процедур таможенного администрирования.

http://bnews.kz/ru/news/post/240779/

Популярные
Казахстан ожидает поставку 145 локомотивов местного производства в 2024 году
 Казахстан ожидает поставку 145 локомотивов местного производства в 2024 году Локомотивосбор...
Авиакомпания SCAT возобновляет авиасообщение в Чешскую Республику
Авиакомпания SCAT возобновляет авиасообщение в Чешскую Республику   Министерством транспорта ...
СТК «Kazlogistics» сообщает о визите Китайской делегации
Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS» информирует...
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок.
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок. Он будет ...
Заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Подкомитет по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен&ra...
Automechanika Astana стартовала в Астане
Сегодня, заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял уч...
Cостоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Сегодня состоялось первое в этом году заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета ...
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. А ка...
Центрально-азиатская выставка коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники Automechanika Astana и Komtrans Astana
Новые даты и направления Komtrans Astana!   В 2024 году выставочные проекты Automechanika Ast...
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза За первый квартал 2024 года объем желе...