Поиск по сайту
Водный транспорт
Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт

Внутренние водные пути являются путями общего пользования и находятся в государственной собственности. Их содержание и эксплуатацию осуществляют семь Республиканских государственных казенных предприятий водных путей, которые расположены в городах: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Уральск, Атырау, Капчагай и Балхаш, согласно доведенного им государственного заказа финансируемого из республиканского бюджета.

3 983,5 км.

Протяженность участка речного судоходства Иртышского, Урало- Каспийского и Или-Балхашского водных бассейнов

Водные пути Республики Казахстан классифицируются в следующем порядке:
  • Бассейны категории «О» отнесены озера Балхаш, Зайсан; водохранилища Капчагайское, Бухтарминское;
  • Бассейны категории «Р» относятся водохранилища Усть-Каменогорское, Шульбинское;
  • Бассейны категории «Л» отнесены реки: Иртыш, Черный Иртыш, Урал, Или, Ишим, Сыр-Дарья, прочие каналы и реки.

Состояние габаритов судовых ходов на реках Урал, Или, Ишим, Сыр-Дарья определяются естественной водностью в бассейнах, на реке Иртыш размерами попусков воды в нижние бьефы ГЭС из Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского водохранилищ. Попуски определяются решением комиссии Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

Содержание внутренних водных путей регламентируется Водным Кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», «О внутреннем водном транспорте» и иными нормативными правовыми актами. Пропускная способность всех участков водных путей и шлюзов позволяет осуществлять грузоперевозки в существующих объемах и имеет достаточный резерв для его роста.

photo
Река Урал

От г. Уральска → г. Атырау расположена в пределах Прикаспийской низменности, длинной 816 км. Глубины Уральска → Индира 100 см, Индира → Атырау 120 см.

Рельеф местности, прилегающий к реке, до с. Кушум преимущественно волнистый. Ниже, до моря, плоский, слабо пересеченный. Уклон водной поверхности реки Урал 0,070.

Русло реки Урал извилистое (коэффициент извилистости 1,5–2,0), с ярко выраженными меандрами. Ниже п. Калмыково извилистость заметно уменьшается. Ширина колеблется от 80 до 220 метров. Глубина на плесах 2–6 метров, в отдельных местах 8–12 метров. Средняя глубина перекатов 1–2 метра, местами уменьшающаяся до 0,4–0,8 метров. Скорости течения в межень на плесах равны 0,25–0,60 м/сек. Уменьшающиеся вниз по течению до г. Атырау, где скорость составляет 0,15–0,30 м/сек.

Берега с высокими обрывами и песчаными отмелями. Высота берегов от 5–8 метров в верхней части до 4–5 метров в низовьях. В местах, где берега совпадают с уступами террас или коренными берегами долины, высота берега реки достигает 10–20 метров.

От Атырау → Каспийского моря имеется Урало-Каспийский канал протяженностью 56 км, в том числе речная часть 34,5 км и морская часть 21,5 км.

956 км.

Протяженность участка речного судоходства Урало-Каспийского водного бассейна.

maps
Содержание судоходных водных путей на реке Урал осуществляется двумя Республиканскими государственными казенными предприятием водных путей:
  • Уральское
    Участок п. Рубежка → п. Индер протяженностью 623 км;
  • Атырауское
    Участок п. Горы → выходного буя Урало-Каспийского канала (морская часть) протяженностью 333 км.

В 2005 году завершены работы по реконструкции и введен в эксплуатацию Урало-Каспийский судоходный канал, что позволило осуществить грузоперевозки в объеме до 160 тыс. тонн ранее не производившиеся и создать устойчивое транспортное снабжение компаний, ведущих разработку нефтяного шельфа, а также обеспечить безопасный проход судов до устьевого порта Атырау.

Вместе с тем, учитывая происходящие русловые переформирования для поддержания канала в эксплуатационном состоянии требуется проведение ежегодных ремонтных дноуглубительных работ.

Основными грузами, перевозимыми водным транспортом по реке являются:
  • Минерально-строительные грузы;
  • Металл и металлоконструкции.

Ранее, по реке Урал ежегодно перевозилось до 2447 тыс. тонн грузов.

В навигацию 2005 года предприятиями Урало-Каспийского бассейна перевезено до 296 тыс. тонн или 8,6% от объема грузов перевозимых в начале 90-х годов.

Перевозки ПГС и гравия производились в адрес итальянской фирмы, осуществляющей строительство автодороги «Уральск-Атырау». Погрузка ПГС производилась из русловых карьеров в районе г. Уральска с выгрузкой его в Кушумском, Чапаевском, Набатовском, Зеленом Ярах на расстоянии от 98 км до 350 км.

Добыча гравия производилась на индерских карьерах с вывозкой его автотранспортом на берег Мамаевского Яра с дальнейшей его погрузкой на речные суда. Перевозки гравия производились от поселка Индер вверх до Антоновского и Зеленого Яра на расстояние от 130 до 185 км.

Добыча кормовой ракушки производилось на месторождении Зюйдвестовая шалыга. Транспортировка осуществляется судами речного транспорта на расстояние 57 км до г. Атырау с последующей перевозкой железнодорожным транспортом к месту потребления для птицефабрик.

Перевозка негабаритных железобетонных конструкций и оборудования для компаний ведущих разработку месторождения Кашаган на расстояние до 200 км.

Урало-Каспийский бассейн

Перевозки пассажиров и грузов на внутренних водных путях осуществляются частными судовладельцами, основные: ТОО «Флот», ТОО «Нева-Каспий», ТОО «Курсай-7».

Судовладельц Типы судов Кол–во, единиц Общая грузоподъемность, тонн (чел.) Количество единиц флота работавшего в навигацию 2005 г. Планируемое приобретение, ед. до 2010 г. до 2012 г.
1 АО «Уралречфлот» Пассажирские 4 543 3
photo
Судоходные участки:

а. Бургум → озеро Зайсан, глубины до 100 см

Озеро Зайсан соединяется с Бухтарминским водохранилищем, которое переходит
в Усть-Каменогорское водохранилище. На озере и водохранилище габариты судовых ходов
не лимитированы.

б. Усть-Каменогорская ГЭС → Усть-Каменогорский порт 10 км, глубина судового хода 210 см.

в. Усть-Каменогорский порт → зона выклинивания Шульбинского водохранилища 124 км, свободный участок реки Иртыш с крупным притоком реки Ульба. На этом участке реки Иртыш глубины 105 см.

г. Шульбинское водохранилище длиной 50 км, в него впадает река Уба.

д. Шульбинская ГЭС → Семипалатинск 75 км, глубины 105 см.

Состояние глубин судового хода ниже ГЭС определяется, в основном, размером попусков воды из водохранилищ в нижние бьефы ГЭС, установленные правилами эксплуатации Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского водохранилищ. Размеры попусков нередко нарушаются, что приводит к резкому ухудшению плавания судов и создает предпосылки к аварийным происшествиям с судами. Положение осложняется тем, что ряд участков имеют перекаты с каменистым дном (на участке Семипалатинск → Майск 19 участков), которые не могут быть углублены имеющимися техническими средствами.

е. Семипалатинск → Павлодар 463 км, глубины 145 см.

Характерный для реки показатель — руслоформирующий расход воды до зарегулирования, для плеса Семипалатинск — Павлодар 2950 м³/сек, после зарегулирования составляет всего 750 м³/сек, что резко и значительно ухудшает условия судоходства, в результате чего с 1992 года глубины на данном участке более 90 дней в навигацию ниже гарантированных.

ж. Павлодар → граница с Россией 381 км, глубины 190 см.

Содержание водных путей и поддержание технического состояния гидротехнических сооружений (шлюзов) на реке Иртыш осуществляется тремя Республиканскими государственными казенными предприятиями водных путей:

Восточно-Казахстанское
Участок с. Буран границы КНР → Шульбинской ГЭС протяженность 796 км.
Пропуск судов через Бухтарминский четырехкамерный, Усть-Каменогорский и Шульбинский однокамерные шлюзы.

Семипалатинское
Участок Шульбинской ГЭС → Майска протяженность 298 км.

Павлодарское
Участок Майска → Клина протяженность 634 км.

1 718 км.

Протяженность участка речного судоходства Иртышского водного бассейна (от границы Китайской Народной Республики до границы России).

maps
Иртышский бассейн

Перевозки пассажиров и грузов на внутренних водных путях осуществляются частными судовладельцами, основные: ТОО «Иртыштранс», ТОО «Отей», ТОО «Алтайимпорт», ТОО «Верхне-Иртышское речное пароходство», АО «Павлодарский речной порт».

Судовладельц Типы судов Кол–во, единиц Общая грузоподъемность, тонн (чел.) Количество единиц флота работавшего в навигацию 2005 г. Планируемое приобретение, ед. до 2010 г. до 2012 г.
1 ТОО «Иртышская судоходная компания» Пассажирские 9 669 9 2
photo
Река Или

Русло реки сложено мелкими песками, подвержено большим деформациям, очень изменчиво, поэтому производство землечерпательных работ эффекта по увеличению глубин не дает.

Навигация начинается в конце марта начале апреля при низких уровнях и малых глубинах на реке, которые растут только при интенсивном таянии снега в горах. По вышеприведенным причинам максимально возможные глубины приходится поддерживать только перестановкой знаков навигационного ограждения.

Республиканское государственное казенное Илийское предприятие водных путей занимается содержание судоходных водных путей на реке Или (на участке Капчагайского водохранилища до п. Дубунь протяженностью 330 км).

350 км

Протяженность судоходных путей (от границы с КНР до Капчагайской ГЭС).

30 тыс. тонн

Перевозка минерально- строительных грузов в порт г. Капчагая.

1 500 человек

Пассажиров на круизных маршрутах.

photo
Озеро Балхаш

Продолжительность навигации 210 суток. Основное назначение транспортных маршрутов связано с осуществлением лова и перевозки рыбной продукции.

Республиканское государственное казенное Балхашское предприятие водных путей занимается содержание судоходных водных путей на озере Балхаш.

978 км

Протяженность судоходных путей (от границы с КНР до Капчагайской ГЭС).

43 тыс. тонн

Добыча и перевозка рыбной продукции.

1 000 человек

Пассажиров на круизно-туристических маршрутах.

1 328 км.

Протяженность участка речного судоходства Или-Балхашского водного бассейна.

maps
Основными грузами, перевозимыми водным транспортом являются:
  • Минерально-строительные грузы;
  • Добыча и транспортировка рыбной продукции.

В начале 90-х годов по Капчагайскому водохранилищу и реке Или (порт г. Капчагая до пристани Борохудзир) совершались грузоперевозки угля, комбикорма, песка, гравия, леса, нефтепродуктов, руды, контейнеров. Объем грузоперевозок достигал в навигационный период с апреля по ноябрь месяцы 800 тыс. тонн грузов и до 5 тыс. человек пассажиров на круизных маршрутах.

На озере Балхаш до 1996 года ежегодно перевозилось до 120 тыс. тонн минерально-строительных грузов, 45 тыс. тонн рыбной продукции, 20 тыс. тонн бахчевых культур и 3,5 тыс. человек пассажиров.

Согласно данных Агентства Республики Казахстан по статистике в навигацию 2005 года речным транспортом было перевезено 825 тыс. тонн различных

Или-Балхашский бассейн

Перевозки пассажиров и грузов на внутренних водных путях осуществляются частными судовладельцами, основные: ТОО «Коктас», ТОО «Айна су», ТОО «Фирма Балхашбалык», ТОО «Казахстан Балхашбалык», ТОО «Alpina three stars».

Судовладельц Типы судов Кол–во, единиц Общая грузоподъемность, тонн (чел.) Количество единиц флота работавшего в навигацию 2005 г. Планируемое приобретение, ед. до 2010 г. до 2012 г.
1 ТОО «Коктас» Несамоходные грузовые 11 3600 10 2