Site search

Статья 2. «Некоторые вопросы транспортно-логистического характера затрагивающие сферу сельского хозяйства». Автор Ж.Жагпаров.

2021-06-07 17:00:00

ТЕМА ДОКЛАДА «Некоторые вопросы транспортно-логистического характера затрагивающие сферу сельского хозяйства»

 Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Казахстана, однако на пути ее развития возникает множество проблем, разрешение которых требует комплексного подхода.

1. Как известно в республике насчитывается более одной тысячи (1077 ед. по данным 2021 года) различных хранилищ  в которых может храниться до 1 774 тыс. тонн сельхоз продукции (картофеля, овощей, плодов). При этом дефицит ёмкостей инфраструктуры составляет 26,9%.

В целях дальнейшего развития системы хранилищ и роста экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса в текущем году начата реализация проекта по строительству Аграрных логистических центров во всех регионах Казахстана. Инвестировать в указанный проект готов Азиатский банк развития.  

Предполагается открытие современных овощехранилищ с новейшими технологиями для переработки сельхозпродукции. Тем самым удастся решить вопрос с ограничениями возможностей хранения и переработки урожая.

На данное время в Уральске уже подписан меморандум с четырьмя субъектами бизнеса на предмет строительства четырех овощехранилищ.

Преимущество от работы Агрологистического центра в том, что потребность в сельхозпродукции будет удовлетворена по максимуму, тем самым удастся укрепить продовольственную безопасность в стране и развить экспортный потенциал. Более того, можно будет прогнозировать дальнейшее развитие приграничной торговли.   

Открытие Агрологистических центров даст возможность руководствам регионов привлекать к развитию сельскохозяйственной отрасли инвесторов, создавая привлекательные условия для успешной реализации инвестпроектов.

2. Что касается транспортной сферы, хотелось бы отметить влияние изменений геополитической ситуации в мире на международные транспортные коридоры.

Использование альтернативных логистических коридоров − это начало структурной перестройки отрасли. Традиционные маршруты закрываются или погружаются в кризис, к которому, помимо прочего, приводят огромные очереди в пунктах пропуска.

В этой связи на первый план выступают вопросы цифровизации. Конечно же ремонт и строительство новых дорог по-прежнему важны, но все может обернуться тем, что машины будут быстрее приезжать к перегруженным пунктам пропуска.

Для их разгрузки также требуется введение регламентов работы в соответствие с соглашениями ООН и автоматизация процессов проверки грузов и документов. Также помочь могут решения на основе внедрения «Зеленых полос» на границах. От этих изменений зависит снижение издержек во время перевозок, основную часть которых как раз создают пункты пропуска.

Пример: запуск с 1-го ноября т.г. на казахстанско-российской границе пилотного проекта по внедрению системы электронной очереди на автомобильном пункте пропуска «Бидаик» (СКО).

Система электронной очереди создана и обслуживается отечественными разработчиками и специалистами сервиса онлайн-брониирования CarGoRuqsat. Сервис реализован на базе цифровой платформы Qoldau.kz и является бесплатным.

Задача системы электронной очереди CarGoRuqsat состоит в предоставлении перевозчикам возможности предварительного бронирования очереди и автоматизации проверки необходимых документов в  информационных системах.

3. Процветает «серый рынок» в том числе в перевозке продукции АПК.

Сейчас сложилась такая ситуация, что любой человек, имеющий хоть один грузовой автомобиль и водительские права, может зарегистрироваться как юрлицо или ИП по оказанию транспортно-логистических или экспедиторских услуг. Качество услуг при этом находится под большим вопросом, срываются сроки, портится перевозимый груз, а в худшем случае и вовсе теряется.

К сожалению, имеются недобросовестные перевозчики. Одним из выходов группой владельцев транспортных компаний предлагается создать независимую ассоциацию транспортно-экспедиторских компаний и ввести лицензирование абсолютно для всех участников данного рынка. При этом все частные лица и ИП должны будут обязательно заключать договоры с экспедиторскими компаниями, у которых есть лицензия. При этом лицензирование экспедиторской деятельности должно быть жестко регламентировано оборотами компании, налоговыми отчислениями, основными средствами, капиталом, уровнем профессионализма и другими требованиями, доказывающими состоятельность организации как серьезной и надежной компании.

У всякой индустрии в процессе работы возникают сложности, они могут быть разного характера и касаться, к примеру, взаимодействия с рынком или государством, специальными службами и т.д. Проблема в том, что в одиночку решить их не под силу даже самой крупной компании. Нужно консолидироваться.

Предлагается объединить усилия ассоциации с существующими крупными организациями, защищающими интересы транспортников, – КазАТО, АНЭК и т.п.

Энергия перевозчиков плюс авторитет этих компаний дадут хороший результат! Рынок созрел. Союз уверен, что в ближайшее время вместе мы добьемся качественного скачка в развитии данной сферы.